ГАЗ - М12 "ЗИМ"

Добавил: admin | Категория: Автора сайта | Дата: 14-07-2012, 23:05

Руководство Минавтопрома считало, что народному хозяйству из всех «многосторонних запросов» в первую очередь потребовался легковой автомобиль среднего класса, который должен был обслуживать партийных функционеров средней руки. В те годы предпочтение отдавалось не частным, а zimслужебным автомобилям, и новая комфортабельная легковая автомашина должна была занять пустующую нишу между державным ЗИС-110 и массовой «Победой». Начало разработки шестиместного легкового автомобиля пришлось на апрель-май 1948 года. Перед конструкторским коллективом Горьковского завода были поставлены жесткие сроки для выполнения важного государственного задания — на проектирование автомобиля и подготовку производство было отпущено всего 29 месяцев. Это был очень маленький срок, даже если бы горьковчане решили просто скопировать одну из моделей «Бьюика», что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В. Ф. Гарбузов.

Но у главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта на этот счет было свое мнение. Он напомнил, что, благодаря унификации многих деталей, заводу в дни войны удалось в очень короткий срок наладить производство первого отечественного джипа ГАЗ-64, сложив его из уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, создав заново только кузов. Этим путем решили идти и с новой машиной. Была только одна серьезная проблема — серийно выпускаемый шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11 (V — 3,48 л), спроектированный еще в 1937 году и устанавливаемый на грузовики ГАЗ-51, плохо подходил для большого легкового автомобиля. В стандартном варианте такой мотор выдавал всего 70 л. с., а в форсированном, с измененной степенью сжатия и двойным карбюратором, не более 90-95 л. с. Для проектируемого легкового автомобиля массой более 2 тонн этого оказывалось недостаточно. Необходимо было или создавать новый двигатель или как-то снижать массу автомобиля. Первый вариант отпадал из-за сжатых сроков, а второй казался просто фантастическим. Тем не менее, А. А. Липгарт предложил сделать представительский автомобиль безрамной конструкции, с несущим кузовом. На автомобиле с колесной базой 3,2 метра такого не делал никто и никогда в мире, но это решение экономило более 200 кг веса.
zimПомимо несущего кузова, ЗИМ был примечателен еще гидромуфтой сцепления, впервые примененной на отечественном автомобиле. Она устанавливалась на коленчатый вал вместо маховика и плавно передавала крутящий момент к ведущему диску сцепления. Сделано это было для очень мягкого начала движения, что было важно для автомобиля представительского класса. Гидромуфта позволяла двигаться без лишних переключений, например на второй передаче, в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч, и прощала водителю все огрехи с педалями сцепления и газа.
Но она требовала и абсолютной исправности ручного тормоза, иначе без «ручника» заглушенный ЗИМ частенько укатывался с горочки даже на включенной первой передаче. Еще одна особенность ЗИМа — ровный пол в пассажирском салоне, без выступающего кожуха карданного вала.
А уникальная конструкция капота давно стала визитной карточкой ЗИМа! Только у него цельный штампованный капот был способен открываться на любую сторону — влево или направо, а при открытии обоих замков капот вообще можно было снять с машины. 15 февраля 1950 года, по заведенной традиции представлять новые машины в Кремле, ЗИМ был показан И. В. Сталину. Автомобиль ему понравился сразу, и он легко дал «добро» на его производство.
Специалисты ГАЗ, во главе с главным конструктором завода А.А.Липгартом и ведущим конструктором Н.А. Юшмановым, за создание ЗИМа были удостоены Государ¬ственной премии СССР 1950 года. Первую промышленную партию ЗИМ-12 собрали точно в срок — 13 октября 1950 года.
В 1959 году появилась новая модель легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка», более скоростная и комфортабельная, чем ЗИМ. Но прямой замены в неписаной «табели о рангах» не произошло. Для большинства чиновников, которые разъезжали на ЗИМах, «Чайка» оказалась не zimпо статусу. Оригинальное решение нашли в Минобороны переоборудовав на одном из своих авторемонтных заводов около десятка автомобилей ГАЗ-13 с заменой всех внешних панелей, а также бамперов и эмблем на ЗИМовские. Военные чиновники получили более комфортабельные и современные автомобили, формально соблюдая неписаные правила.

Теоретически простой советский гражданин в 50-х годах при Желании мог приобрести себе в частное пользование легковой автомобиль представительского класса ЗИМ. Он свободно предлагался В автомагазинах, но его стоимость для обывателя была просто заоблачной - 40 000 руб. После тяжелой и разрушительной войны далеко не у всех Желающих получалось скопить даже 9 000 руб. на покупку более доступного и демократичного «Москвича-401». Поэтому новый ЗИМ в частном пользовании - большая редкость, обычно такие машины выкупали у государства позже, по остаточной стоимости после длительной эксплуатации, ремонтировали, холили и лелеяли. В результате, при общем относительно не¬большом выпуске до наших дней дожили многие экземпляры этой замечательной машины, и ныне ЗИМ является одним из самых желанных и вполне доступных раритетов у автоколлекционеров.

 

В коллекции есть модель автомобиля ГАЗ - М12 "ЗИМ" изготовленная DeAGOSTINI. Ее фотографии приведены ниже

 

ГАЗ - М12 "ЗИМ"
ГАЗ - М12 "ЗИМ" ГАЗ - М12 "ЗИМ"

Просмотров: 2004 Комментариев: 0
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.