ГАЗ -М-21И "Волга"

Добавил: admin | Категория: Автора сайта | Дата: 17-02-2013, 11:57
К началу 50-х автоматические трансмиссии уже завоевывали крупнейшую автомобильную державу — США, откуда в массовом порядке стали поступать в Европу. Это был главный мотив мирового автомобилестроения тех лет. В СССР же своего рода мотивом было «догнать и перегнать Америку». Липгарт, будучи практиком, прекрасно понимал, что для отечественного автопрома важно было на тот момент хотя бы не отставать. Потому и было принято решение о разработке нового автомобиля среднего литража с «автоматом». Из Америки пришла на «М-21» и система централизованной смазки шарниров передней подвески и рулевого управления. Все это — абсолютные новшества для советского автомобиля и автолюбителя 50-х годов. К сожалению, довести начатую работу до конца Липгарт не смог. В 1952 году он был обвинен в космополитизме, снят с должности и отправлен простым инженером на завод «УралЗиС» под Челябинск. Известно, что сам Сталин не простил ему приостановку выпуска «Победы» в 1948 году. И все же до того Липгарт успел провести кадровые назначения, как тогда говорили, «поставил людей на машину». Ведущим конструктором на «М-21» и всего легкового направления ГАЗа стал Владимир Соловьев. Вести разработку «М-21» было доверено молодому инженеру Александру Невзорову. Ему было всего 27 лет, но он уже имел опыт проектирования автомобиля «ЗИМ». Работа велась такими темпами, что с начального компоновочного чертежа (ноябрь 1953 года) до первого ходового прототипа (1955, март) проходит всего 16 месяцев. А в мае 1955 года первые машины должны были выйти на государственные испытания.
Новый верхнеклапанный двигатель из алюминиевого сплава (он на 35 кг легче «победовского») рабочим объемом 2,5 л разрабатывался практически с чистого листа. Среди его особенностей — мокрые гильзы, полноопорный коленвал, распредвал с цепным приводом, короткие штанги, разнесенные по разные стороны впускной и выпускной коллекторы (как следствие — выпускная труба была под левым бортом). Расчетная мощность — 70 лошадиных сил, что на 40% больше чем у «М-20». Автоматическая коробка была в то время новым и неизвестным механизмом. Для детального изучения устройства и работы трансмиссий в 1954 году ГАЗ закупил в США Chevrolet Belair с двухступенчатым «автоматом» и два экземпляра Ford Mainline с более совре-менной, но усложненной трехступенчатой трансмиссией. И уже стендовые испытания показали, что при мощности «волговского» двигателя 70 л. с. будет работать только «фордовская» схема трансмиссии. Неоднозначными были и попытки представить кузов будущего автомобиля, а также его название. Еще в бытность Липгарта на ГАЗе, в 1952 году, скульптор отдела конструирования кузовов (так тогда называли дизайнеров) Лев Еремеев сделал полномасштабную гипсовую модель «М-21 Победа». «Победа» второго поколения была выполнена в той же стилистике, что и представительский «ЗИМ» — первая работа Еремеева. Но будущего этот отягощенный собственной монументальностью макет не имел. На ГАЗе уже велась работа над условной «Чайкой» и было ясно, что и машина классом ниже также должна выглядеть изящнее и современнее. С 1953 года поиски формы велись в модельном цехе уже на двух стапелях параллельно — одновременно разрабатывались два различных макета в натуральную величину.
Первый — «М-21 Звезда», модель английского инженера-кузовщика Джона Вильямса, трудившегося на ГАЗе, был практически сразу отвергнут по причине отсутствия полноценного багажника. К опытному производству был принят второй проект, «М21» трехобъемный седан работы Льва Еремеева, получивший знакомое всем название «Волга».
Три первых прототипа «Волги» отличались по внешнему виду, убранству интерьера. Дизайнеры ГАЗа находились в поиске гармоничного начала автомобиля — его передней части. Первый прототип, изготовленный в марте, был окрашен в темно-вишневый цвет, имел облицовку радиатора с десятью «окнами» и механическую коробку передач (вследствие чего испытывался вне зачета). Во время испытания новый верхнеклапанный мотор не смог выйти на заявленные показатели динамики и экономичности, страдал нехваткой крутящего момента при разгоне и движении на подъем. Нужно было усовершенствовать двигатель. Эта работа заняла еще почти два года — серийный мотор получит шестеренчатый привод распредвала, коллекторы, скомпонованные вместе, новую форму камеры сгорания, и при этом скинет с себя еще 15 кг веса. Главным моментом во всей череде испытаний автомобиля, по сложившейся традиции, явилась «госприемка», обязательные смотрины в Кремле. В целом «Волга» произвела впечатление — это была действительно инновационная машина, не уступавшая многим зарубежным аналогам. Но Жукова не устроила облицовка — акулий оскал. Может, она выглядела слишком просто, может, слишком агрессивно. Он дал команду: «Переделать, даю две недели». Никто из присутствующих не посмел уточнить, как именно представляет это министр обороны. Но он не высказал никаких конкретных соображений. Скульптор Еремеев и художник Лебедев, действуя вслепую, смогли удовлетворить самолюбие маршала и «попасть в яблочко». Было предложено, по сути, то же художественное решение, что уже внедрялось на модернизированной «Победе»: решетка с крупными горизонтальными брусьями, но в центре композиции — большая пятиконечная звезда. При повторном показе в июле 1955-го Жуков дал добро. То, что вписанная в круг пентаграмма на двух горизонтальных брусьях очень напоминала эмблему американской армии, его, маршала Победы, нисколько не смущало. Вот так в линейке ГАЗа внепланово появилась модель с нехарактерной для горьковской марки внешностью, которую позже станут обозначать как первый выпуск. 10 октября 1956 года с конвейера ГАЗа сошли первые пять «М-21». Тем самым завод формально выдержал сроки по запуску новой модели в намеченный год. «Волги» же со следующими порядковыми номерами были выпущены лишь в январе 1957 года. В продажу они поступили с 1 марта. Розничная цена машины составила 17 400 еще дореформенных рублей.

В коллекции есть модель автомобиля ГАЗ -М-21И "Волга" изготовленная DeAGOSTINI. Ее фотографии приведены ниже


 ГАЗ -М-21И "Волга" ГАЗ -М-21И "Волга" 


Просмотров: 1504 Комментариев: 0
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.