СМЗ-СЗД

Добавил: admin | Категория: Автора сайта | Дата: 17-10-2015, 16:41

Их «историческую правоту» подтвердила судьба первой перспективной модели, соз-данной в 1957 году взамен «трехколески» СЗЛ НАМИ-031. Это был весьма прогрессивный для тех лет микроавтомобиль. Двухместный трехобъемный стеклопластиковый кузов устанавливался на легкую сварную раму. Сзади к ней крепился мотоциклетный двигатель производства Ирбитского мотозавода рабочим объемом 489 см3 и мощностью 13,5 л. с. Машина имела гидравлические тормоза, реечное рулевое управление и независимую торсионную подвеску всех колес. Лучшего в ту пору и желать было нельзя, но СМЗ не располагал необходимыми для производства мощностями и технологиями, а государство деньгами,и в конечном счете в серию пошла всем известная «моргуновка» СМЗ-СЗА, разработанная инженерами Отдела главного конструктора (ОГК) Серпуховского мотозавода. Позаимствовать у «несбывшегося» прототипа НАМИ удалось только торсионную подвеску передних колес и рулевое управление. Кстати, прозвище «моргуновка» СМЗ-СЗА получила после выхода на экраны фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: в фильме мотоколяской управлял Бывалый персонаж, сыгранный популярным актером Евгением Моргуновым. Вся дальнейшая работа по созданию микроавтомобиля проходила в том же ключе: специалисты НАМИ совместно с серпуховчанами «штамповали» одну перспективную модель за другой, ОГК СМЗ мучительно изыскивал возможности для
 усовершенствования выпускаемой продукции. Уже через год после освоения «моргуновки», в 1959-м, была предпринята попытка устранить один из главных недостатков конструкции «инвалидок» незащищенность салона от ветра, дождя и мороза. Опытный образец СМЗ-4А (индексация прототипов велась по автомобильным «правилам» НАМИ, а не по мотоциклетным СМЗ) отличался от «моргуновки» закрытым стеклопластиковым верхом вместо брезентового тента и «ушами» на задних крыльях наподобие «запорожских». В 1960 году на базе серийной «моргуновки», то есть с использованием ее механики, был создан «концепт» СМЗ-С4Б с совершенно новым двухместным трехобъемным стеклопластиковым кузовом, в котором явно просматривались дизайнерские и технологические идеи НАМИ-031. Поскольку на промышленный успех проекта его авторы не рассчитывали, в том же году была построена бюджетная «демоверсия» трехобъемного закрытого купе СМЗ-5А. В этом варианте серийный кузов СМЗ-СЗА получил стеклопластиковую крышу и выступающий пластиковый «задок» за моторным отсеком. Создатели этого варианта мотоколяски рассчитывали, что на него обратит внимание руководство отрасли, но даже столь незначительную модернизацию осуществить не удалось. Совместное творчество НАМИ и СМЗ подходило к концу: «лебединой песнью» стало создание в 1961-1962 годах микроавтомобиля для инвалидов «Спутник». К его конструированию были привлечены специалисты Завода им. Лихачева (ЗИЛ) и Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА). Эскиз четырехместного (2+2) стеклопластикового кузова рисовал дизайнер Эдуард Молчанов, уже зарекомендовавший себя работой в команде Юрия Долматовского. Прототип, получивший индекс «СМЗ-НАМИ-086», по многим узлам был унифицирован все с той же мотоколяской СМЗ-СЗА, но отличался запоминающейся стильной внешностью. К тому же он был оборудован электромагнитным сцеплением. Специально для «Спутника» в НАМИ был создан четырехтактный рядный двухцилиндровый двигатель (497 см3, 15 л. с. при 4000 об/мин). По существу это была «половинка» V-образного МеМЗ-965. Конструкция этого «концепткара» была настолько же совершенна, насколько заведомо неосуществима силами СМЗ. За 12 лет производства серийная мотоколяска СМЗ-СЗА модернизировалась всего дважды: в
 1958 году на модификации СЗАБ было освоено реечное рулевое управление, а на дверях вместо брезентовых боковин с целлулоидными прозрачными вставками установлены полноценные стекла в металлических рамках; в 1962 году, когда фрикционные амортизаторы уступили место телескопическим гидравлическим, появились резиновые втулки полуосей и более совершенный глушитель, а мотоколяске присвоили индекс «СЗАМ». Вот и весь реальный «апгрейд». Специалисты НАМИ, реализовав в «горбатом» «Запорожце» часть своих наработок по микролитражкам, вскоре занялись решением других насущных проблем разработкой прототипов для заказанного оборонкой ТПК и испытанием переднеприводных трансмиссий. Проектирование мотоколяски третьего поколения силами Отдела главного конструктора СМЗ было начато в 1967 году и совпало по времени с реконструкцией Серпуховского мотозавода. Увы, реконструкция была направлена не на расширение технологических возможностей, связанных с производством микролитражек, а на освоение новых видов продукции. В 1965-м СМЗ стал выпускать узлы картофелеуборочных комбайнов, а с 1970 года в Серпухове начали производить детские велосипеды «Мотылек». Подмосковный мотозавод по-прежнему оставался в положении пасынка отечественного автопрома, этакого «мальчика на побегушках». Тем временем Ижевский машиностроительный завод модернизировал применявшийся на мотоколясках мотор ИЖ-56: его мощность возросла с 7,5-8 до 12 л. с. Новое семейство двигателей (и оснащенных ими ижевских мотоциклов) получило название «Планета», а модернизированный мотор индекс «ИЖ-П2». Серпуховские конструкторы получили от отраслевого руководства «добро» на проектирование третьего поколения мотоколясок именно «вокруг» нового движка. Мотоциклетный силовой агрегат, традиционно представлявший собой двухтактный (в данном случае одноцилиндровый) двигатель, сблокированный с селекторной КПП, сразу определил «архитектуру» трансмиссии: заднее расположение мотора, цепной привод на главную передачу. Именно такая схема использовалась и на предыдущих моделях серпуховских мотоколясок. Относительный простор открывался для модернизации шасси и кузова. Государство наконец-то позволило не экономить на комфорте инвалидов и сделать кузов полностью закрытым. Правда, к концу 60-х годов использование стеклопластика было признано беспреспективным, поэтому кузов новой «инвалидки» планировался цельнометаллическим. Дизайнерские изыски посчитали лишними, но строго функциональный кузов, утилитарно «вычерченный» вокруг двухместного салона и шасси с силовым агрегатом, получился достаточно прогрессивным благодаря появившемуся третьему объему моторного отсека и рубленым формам. На фоне «Москвичей-412» и ВАЗ-2101 он выглядел вполне адекватно. Двухместный салон получил бензиновый отопитель. К несомненным плюсам нового кузова следует отнести появление под передним капотом места для багажника и оснащение ветрового стекла стеклоочистителем с двумя щетками и механическим омывателем. Рулевое управление и передняя подвеска не претерпели существенных изменений, а вот задняя подвеска была изменена радикально: вместо пружин в ее конструкции (так же как и в передней подвеске) были использованы торсионы с продольными рычагами. Возросла мощность двигателя, следовательно, повысились требования к безопасности, поэтому колодочные тормоза, которыми были оснащены все четыре колеса, получили гидравлический привод. Обновленное электрооборудование стало 12-вольтным. На коляску была установлена вполне «взрослая» оптика подфарники-поворотники ЗАЗ-966 и задние габариты, применявшиеся в те годы на уазовских фургонах. На торце задка, посередине крышки моторного отсека, устанавливался мотоциклетный фонарь, совмещавший функции стоп-сигнала и освещения номерного знака. Нехитрый арсенал приборов спидометр, амперметр и указатель уровня топлива также был позаимствован у давно освоенных автопромом транспортных средств. 1 июля 1970 года на Серпуховском мотоциклетном заводе началось серийное производство мотоколясок третьего поколения СЗД. Разумеется, конструкция, созданная «под диктовку» экономики, а не эргономики, обладала рядом недостатков. Почти 500-килограммовая мотоколяска была тяжела для своего силового агрегата. Спустя полтора года после начала производства, с 15 ноября 1971 года, мотоколяски начали оснащать форсированной версией ижевского мотора ИЖ-ПЗ, но даже его 14 лошадиных сил не всегда хватало для потяжелевшей почти на 50 килограммов «инвалидки». Контрольный расход топлива по сравнению с моделью СЗА вырос на литр, а эксплуатационный на 2-3 литра. К «врожденным» недостаткам СЗД можно отнести и повышенный шум, издаваемый двухтактным двигателем, и попадание в салон выхлопных газов. Диафрагменный бензонасос (считавшийся одним из достоинств конструкции), который должен был обеспечивать бесперебойную подачу горючего, в морозы становился для водителей источником головной боли: оседавший внутри насоса конденсат замерзал, и движок «умирал», сводя на нет преимущества холодного пуска двигателя с воздушным охлаждением. И все-таки мотоколяску СМЗ-СЗД можно считать вполне завершенным, «состоявшимся» микроавтомобилем для инвалидов. С опозданием на четверть века государство пусть формально, но выполнило свой долг перед теми, кто вернулся с Великой Отечественной войны без одной или обеих ног.
 Ведь в начале 70-х годов именно ветераны по-прежнему были основными «пользователями» серпуховских «инвалидок». СССР тем временем впадал в летаргию застоя. Не избежал стагнации и Серпуховский мотозавод. Разумеется, как и другие предприятия страны, СМЗ «наращивал темпы производства», «увеличивал объемы», «выполнял и перевыполнял план». Завод исправно выпускал мотоколяски в небывалом для себя количестве 10-12 тысяч в год, а в 1976-1977 годах производство достигало 22 тысяч в год. Но по сравнению с бурным периодом конца 50-х начала 60-х, когда ежегодно «придумывалось» по не¬скольку перспективных моделей мотоколясок, «техническое творчество» на СМЗ застопорилось. Все, что создавалось Отделом главного конструктора в этот период, по всей видимости, шло «в стол». Во всяком случае, история не сохранила ни одного упоминания о разработках серпуховских конструкторов тех лет. И причиной тому была не инертность заводских инженеров, а политика министерства. Лишь в 1979 году чиновники дали добро на создание принципиально нового легкового автомобиля особого малого класса. Серпуховский мотозавод вступил в десятилетнюю эру «вымучивания» автопромом «Оки».

 

В коллекции находится СМЗ-СЗД производства DeAGOSTINI

 СМЗ-СЗД  СМЗ-СЗД СМЗ-СЗД 

 

Просмотров: 1506 Комментариев: 0
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.